Согласно оценкам Центрального Банка России, в январе 2022 года объем просроченной задолженности по кредитам физических лиц достиг 1 трлн. рублей против 932 млрд. в 2021 году, а размер среднего просроченного банковского долга на каждого жителя страны трудоспособного возраста с начала 2021 года вырос на 7%.[1]

Не выстроенный процесс взыскания просроченной задолженности лишает компанию большого количества денежных средств каждый год и в целом ставит под угрозу финансовую стабильность бизнеса.

Эффективность взыскания может оцениваться различными метриками в зависимости от специфики деятельности компании, однако есть общепринятые показатели, например, доля возвращенных заемных средств в зависимости от периода просроченной задолженности. На примере организации из банковской отрасли можно сказать, что если доля возвращенных заемных средств на досудебной стадии будет меньше 50%, а на судебной меньше 20-25%, то процесс взыскания в компании выстроен таким образом, что приводит к потере денег. Как правило, узнать среднее значение метрики в отрасли достаточно сложно, так как это внутренние данные каждой компании. Однако, определить, что текущий процесс взыскания приводит к потере крупных сумм денег можно по следующим признакам:

●  В условиях большого и/или растущего дефолтного портфеля автоматизация процесса взыскания задолженности находится на уровне примитивного учета, где система выполняет лишь роль хранилища с данными в структурированном виде, а активы распределяются по стадиям вручную.

●  Процесс работы с задолженностью на каждом этапе требует все больше времени и человеческих ресурсов, которые при растущем объеме взыскания освобождаются лишь наймом дополнительных людей.

●  Сотрудников не разделяют по специализациям, в итоге они становятся многопрофильными и “распыляют” свои усилия на активы, в которых могут быть менее эффективны. Как итог — потеря времени и увеличения срока просроченной задолженности. А чем дольше задолженность просрочена, тем меньше шансов вернуть заемные средства.

●  Формирование отчетности занимает много времени, а отследить эффективность каждого сотрудника и самого процесса взыскания слишком трудозатратно, так как в компании существует несколько систем учета или учетная система не обладает всем необходимым функционалом.

●  Управление базовыми вещами, такими как жесткое соблюдение сроков нахождение актива на том или ином этапе взыскания в зависимости от срока просроченного платежа, своевременное назначение задач для разных ролей и профилей сотрудников в зависимости от срока задолженности реализуются вручную, что, во-первых, трудозатратно, чревато ошибками и упущениями, а во-вторых снова ведет к потере времени и увеличению срока задолженности. 

●  Поступают жалобы от клиентов за нарушение законодательства, что приводит к штрафам и дополнительным расходам.

●  Возникают проблемы с подготовкой документов для суда — все данные находятся в разных источниках, сотрудник допускает ошибки при ручном вводе данных, что приводит к отказу в суде, потере времени и денег.

●  Мероприятия по работе с должниками не проводятся в установленные сроки, что приводит к отказу в возврате денежных средств.

У этих сложностей есть решение — внедрение ПО, которое поможет сделать взысканием управляемым и контролируемым процессом, а также организовать конвейерную работу на досудебной, судебной и исполнительной стадии. 

Реализация конвейерного принципа необходима для повышения эффективности и производительности процесса взыскания просроченной задолженности.

Global C от компании CSBI является примером такого ПО и представляет собой комплексное российское решение, которое поможет организовать конвейерную работу на всех стадиях взыскания.

С Global C клиенты добиваются снижения себестоимости просуживания, увеличения доли положительного результата по делам и быстрого роста возвратности по кредитам.

Потребности кредитора на каждой стадии процесса взыскания поможет удовлетворить Global C.

На ранних сроках взыскания, например, разработан функционал, регулярно обновляющийся под требования законодательства и позволяющий избежать штрафов за счет учета коммуникаций, счетчиков и ограничений в соответствии с 230-ФЗ, а также хранения записей разговоров.

На судебной стадии для реализации конвейерной работы и минимизации количества ошибок из-за человеческого фактора в Global C реализованы:

●       Автоматическая подготовка документов для суда

●       Автоматическое получение решений, автоматический расчет госпошлины

●      Функционал с возможностью определения подсудности и ОСП по умолчанию, что делает Global C единственным продуктом на рынке с такими возможностями

Для ускорения исполнительного производства и возвращения денег обратно кредитору в Global C реализованы автоматическая подготовка документов для ФССП и карточка исполнительного производства с фиксацией статусов.

Помимо этого, в данной системе есть функционал для руководителей отделов по работе с просроченной задолженностью, позволяющий отследить эффективность сотрудников и самого процесса взыскания, назначить задачи в соответствии с компетенцией каждого работника и управлять жизненным циклом актива. Данный функционал включает в себя следующие инструменты: ролевая модель для регулирования прав доступа и назначения задач руководителем, возможность создавать кастомизированные, необходимые каждому клиенту отчеты.

Помимо перечисленного выше набора функций в Global C есть возможности:

●  Конструирования шаблонов документов для экономии времени сотрудников

●  Массовой работы с данными для экономии человеческих ресурсов

●  Настройки стратегий взыскания под бизнес-процессы клиентов с помощью BPM-модуля

●  Сегментации базы данных о клиенте, его истории и обязательствах

●  Работы с кредитными договорами и другими данными о должнике, включающей в себя просмотр, поиск, фильтрацию, создание, удаление, редактирование и сегментацию

●  Управления очередью активностей и мероприятий

●  Массовой работы с договорами, делами и документами

●  Интеграции с любыми внешним ресурсами по запросу клиента. Осуществляется с помощью API. На данный момент уже реализована интеграция с: ФССП, ГАС РФ “Правосудие”, ЕФРСБ, 1С, Cisco, ФНС, Госуслугами, НБКИ, Почтой России

Преимущество решения Global C состоит в том, что оно является не только учетной системой, но и позволяет организовать конвейерную работу на досудебной и судебной стадии взыскания.

Обновленная лицензионная и функциональная политика решения Global C предусматривает конфигурации как для использования на малом и среднем объеме взыскания, так и для крупного бизнеса.

Узнать подробнее о стоимости и конфигурациях

Таким образом, проведя самодиагностику процесса взыскания просроченной задолженности в своей компании, вы можете принять решение о необходимости внедрения специализированного ПО. Если говорить о том, на что стоит обратить внимание при выборе системы, то стоит отметить ПО тех вендоров, которые предоставляют user-friendly дизайн своих систем, оказывают техническую поддержку и консультируют сотрудников по сложностям, возникающим в процессе перехода. С решениями от таких вендоров процесс перехода к использованию ПО будет простым как для сотрудников, так и для руководителей.


[1] TAdviser: Просроченные кредиты в России. URL: tadviser.ru